Я абсолютно не религиозный человек. Я слишком много задаю вопросов, слишком интересуюсь деталями и обычно мой ответ: "да, однозначно это так" проходит как минимум этап сбора фактов, анализ и вывод, и никак иначе.
Я абсолютно не религиозный человек, но мне это не мешает думать головой, делать выводы и что самое главное ценить человеческую жизнь. С последним пунктом у большинства религий однозначные проблемы. Я считаю это определенный уровень идиотизма, называйте, как хотите.
Но есть еще более идиотская форма неразвитости человека.
Это ненависть к человеку по расовому/национальному признаку, это определенная форма расовой/национальной гордости, когда она достигает такого уровня идиотизма, что ты понимаешь, что легче уничтожить что-то лучшее, чем улучшать что-то свое. Собственно, я и против национальной/расовой гордости в любой форме и считаю это абсолютным абсудром.
Больше 100 лет назад правительство в лице Османской Империи, эти имена, я считаю надо знать:
Мехмед Талаат-паша, Исмаил Энвер, Бехаэддин Шакир, Ахмед Джемаль-паша.
Это самые крупные фигуранты по изданию приказа и непосредственно руководством исполнения уничтожения армянского народа на территории Османской империи.
(Все были убиты за пределами Турции в рамках операции "Немезис").
Если Вам кто-то скажет точную цифру - скорее всего это неправда, точной цифры не знает никто.
Но порядок известен, это более 1.2 миллиона уничтоженных людей и порядка еще меньше половины миллиона успевших депортироваться.
Важно отметить, что это были не просто растрелы или повешание. Все эти "церемонии" сопровождались особой жестокостью. Людей не кормили неделями, держали в клетках, на глазах матерей насиловали, а потом убивали детей. Обычно всем пыткам подвергались женщины, старики и дети. Потому что всех взрослых мужчин обычно уничтожали на месте обнаружения армян.
Любимой игрой турецких солдат было повешание беременных женщин и спор, в животе у беременной находится мальчик или девочка.
Я все это знаю от своей бабушки, а ей рассказал ее папа.
Я хочу рассказать историю своей семьи.
Мой прадедушка Гюльбенк Фарсакян был маленьким ребенком и жил в доме в поселке Чомахлу, Турция.
Когда началась резня армян в его поселке, родителей не было дома, и мой прадедушка с сестренкой выбежали на улицу, где их с криками забрал к себе домой сосед турок и спрятал в подвал, именно этот турок спас жизнь моему прадедушке.
Мой прадедушка не раз из подвала слышал шаги турецких солдат, которые опрашивали хозяина дома: "В доме есть армяне"?
На что сосед твердо отвечал: "Конечно нет, что за вопросы".
Когда в поселке ситуация стихла, сосед отдал маленьких детей в армянскую церковь в соседний поселок.
Это был 1915 год. Моего прадедушку с сестренкой забрали французы с собой в Париж.
Когда они оказались в Париже никто не знал судьбы родителей.
Мой прадедушка периодически подавал объявление во французской газете Парижа, что ищет хоть кого-нибудь из семьи Фарсакян.
Судьба так сложилась, что оказалось их отец сбежал из турецкого плена и тоже оказался в Париже, но судьба матери осталась неизвестна.
Однажды сидя в кафе в Париже, уже мой отец прадедушки, который думали пропал, читая газету обнаружил объявление о том, что Фарсакяны ищут родственников.
От радости махая газетой и крича всем вокруг, что он нашел своих детей его схватил инсульт и в скором времени он слег и умер. Но дети успели его навестить уже будучи слабым перед смертью.
Мой прадедушка Гюльбенк вырос в Париже и был выдающимся поваром и работал у Шарля де Голля.
Сестренка влюбилась и уехала в Дамаск, Сирию.
Вскоре вслед за ней уехал и мой прадедушка и там женился на моей прабабушке Аник.
В Дамаске в 1945 году родился мой двоюродный дедушка Ваган.
После того как вся эта ситуация стихла, Фарсакяны переехали в 1947 году в Армению, в 1951 родилась моя бабушка, в 1971 моя мама, в 1993 родился я.
Я общался со многими армянскими общинами по всеми миру, армян расбросало на все концы света и у каждой семьи есть такая своя история.
Моим предкам повезло немного больше чем остальным, которые остались закопанными заживо в пустыне Дейр-эз-Зор.
Армяне в этом вопросе не преследуют политических, экономических или иных корыстных целей. Армяне после всего этого просят признать этот факт и недопустить его в будущем. Возможно, удалось бы избежать и холокоста при своевременной международной реакции.
Война - это продолжение политики, а политика продолжение экономики.
Военные методы включаются там, где закрываются глаза на ценность человеческой жизни.
И эти жертвы возможно цена того понимания, что в мире нет места жестокости, так вопросы не решаются, а только отягчаются. Армяне просят именно поэтому признать этот факт. Чтобы не допустить этого завтра.
До сегодняшнего дня турецкое правительство отрицает факт геноцида, уничтожаются объекты культурного наследия, менялись фамилии людей (т.н. закон о фамилиях: принуждение изменить фамилии армян, евреев и греков), делалось все, чтобы вычеркнуть этот позор из истории Турции.
Хочу отметить, что турецкие ученые, журналисты не раз подвергались преследованиям, некоторые и смерти, за поддержку армян и попытку поднять "армянский вопрос".
В этот день 24 апреля, по всему миру армяне или у тех у кого есть армянские корни пытаются донести до мира ту трагедию столетней давности, чтобы избежать ее в будущем.
Армянам больше ничего не надо в этом вопрос кроме признания. Вся месть, которая накопилась была реализована по проекту операции "Немезис". Все основные фигуранты турецкого руководства тех лет по одиночке было пойманы и убиты за границей, только не так подло, как любило делать турецкое правительство.
Не раз убийства по операции откладывались, потому что знали, что например тот же Мехмед Талаат-паша был с родственниками, чтобы избежать того, чтобы они видели его смерть.
Талаат скрывался на территории Германии под другим именем.
Последние слова, которые слышал Талаат это были слова Тейлиряна на турецком: "Талаат, повернись!"
Чтобы застрелить его смотря ему в глаза, а не со спины, как любили делать это турки.
Это убийство было нонсенс, Тейлиряна - исполнителя, Берлинский суд признал невиновным, хотя в зале суда он твердо утверждал, что убил Талаата из мести за то, что по его приказу были изнасилованы и убиты его сестры перед его глазами, а он остался жив по ошибке турецких солдат в куче трупов.
И именно после изучения этого суда Рафаэль Лемкин - польский юрист еврейского происхождения предлагает внести определение "геноцид". Фотография Армина Вегнера.
"Армянские сироты в снегу ждут очереди для принятия в приют". Я против жестокости в этом мире и за то, чтобы вопросы и проблемы решались без унижения человеческого достоинства, тем более убийств, и именно из-за этого я прошу не забывать преступления против человечности.